Ирина Корина
современная российская художница. Окончила РАТИ-ГИТИС (2000) по специальности «сценограф». Также, обучалась в Институте проблем современного искусства (ИПСИ) в Москве и Академии искусств в Вене.
В качестве сценографа сотрудничала со многими театрами Москвы и России, с начала 2000-х работает в кино. В 2009 году Корина была одним из участников выставки в павильоне России на 53-й Венецианской биеннале. В 2017 ее инсталляция была представлена в основном проекте 57-й Венецианской биеннале.
Ее персональные выставки прошли в фонде GRAD в Лондоне, Бруклинской академии музыки в Нью-Йорке, Московском музее современного искусства, на фестивале Steirischer Herbst в Граце, Австрия. Корина — участник многих групповых выставок, в том числе в Музее современного искусства M HKA, Антверпен, галерее Саатчи, Лондон, и выставочном пространстве «Кюльхаус», Берлин. Лауреат профессиональной премии в области современного искусства «Соратник» (2006, 2009, 2012) и Всероссийского конкурса в области современного искусства «Инновация» (2008, 2015).
Как на примере сотрудничества с BoscoVesna осуществляется коллаборация модного торгового центра и современного художника?
Я полагаю, что на самом деле роли в современном мире вообще не чётко очерченные, то есть мне нравится как бы смена ролей, фигурантов, тех, кто участвует в процессе. В данном случае торговый центр, который приглашает художника — это довольно любопытная затея, учитывая, что в данном случае художника приглашают не как дизайнера, к чему в общем-то мы привыкли, когда, например, магазин приобретает новое сезонное оформление или меняет цвета на осень/зиму, или появляются какие-то элементы в витрине — это другой, новый подход, который мне кажется любопытным именно с точки зрения социальных изменений в обществе, потому что это пространство, которое претендует уже не только на то, что, например, торговая точка или пространство, где есть продажа одежды, а совсем другого формата, некая культурная зона.
Проект «Природа вещей. Обновления» сайтспецифичен, то есть учитывает архитектуру, историю и задачи места. Какие функции вы видите у арт-проекта в BoscoVesna?
Я воспринимаю это путешествие по этажам, именно как часть жизни человека, часть проживания его какой-то жизни. Возможно важные люди попадают внутрь в разном состоянии: кто-то ищет подарок, кто-то зашёл просто передохнуть, выпить чашечку кофе и пройтись по этажам. Мне кажется, что это неоткрытое пространство, в котором вдруг предлагаются разные возможности, например, организуются какие-то дискуссии на одном из этажей, где-то есть что-то связанное с искусством. На самом деле это уже такая большая заявка практически на центр искусств или на точку встречи, то есть мне нравится, что этот проект оказывается на пути жителя планеты, он перемещается. Это не совсем очевидное место, где ты ожидаешь «покупку — продажу» и так далее, а эта площадка уже другие роли на себя берет. Мне кажется, что это ещё пространство в каком-то смысле защищенного диалога между автором и зрителями, то есть здесь существуют площадка, на которой вы можете вдруг встретить какой-то сюжет, работы, объекты, и человек , который зашел внутрь, оказывается в замедленном пространстве, потому что такого рода точки — это пространство, где человек останавливается, как бы в городе, в своем потоке движения. Это очень важное состояние, в котором человек становится открытым к искусству и в общем-то готов отвлечься, переключиться и подумать о каких-то совершенно других вещах.
Что вы думаете по поводу паблик-арт проектов в городской среде?
Для меня любые public art проекты — большая и неразрешимая задача. В течение последних лет я получала целый ряд предложений сделать что-то в городе, и, честно говоря, я практически всегда отказывалась в связи с тем, что это крайне сложная задача взаимодействия с публикой. То есть вы не понимаете, кто эти зрители, которые проходят мимо. Часто в городе зрители, которые находятся в незащищенном пространстве, люди из разных сфер совершенно, и заговорить с ними просто так на улице с первого слова — очень сложно. Поэтому все проекты, которые я делала и которые причисляют к public art проектам из-за их размеров, потому что они большие, на самом деле обычно находятся на территории искусства. Либо это какие-то музеи, пространства Архстояния, к примеру, это тоже специфическое пространство, куда люди приезжают за искусством, или винзавод, или какие-то ещё зоны, куда приходят люди уже специально увидеть искусство.
В чем отличие вашего проекта с BoscoVesna?
Для меня это был интересный и невероятно увлекательный опыт, он связан с тем, что пространство BoscoVesna я воспринимаю, как расширение города. Для меня эта территория свободы и комфорта для, например, прохожего зимой, то есть это тёплое, открытое пространство. В этом проявляется большая демократичность для горожанина, когда вы путешествуя под снегопадом, можете зайти в тёплое пространство, перемещаться по этажам и оказаться вдруг в диалоге с каким-то неожиданным проектом. Просто хочу сказать, что для меня важно, что есть пространство города, оно абсолютно открытое всем ветрам, дождям, снегу, вьюге или, наоборот солнцепеку, а есть такие пространства в городе, которые дают новые возможности для тех, кто там живет. Например, в городе Болонья были придуманы такие знаменитые коридоры, торговые, на самом деле это было сделано для успеха торговых точек, очень красивые колоннады, которые спасали пешеходов от дождя. Это один из примеров архитектурных зон, которые не принадлежат конкретному частному владельцу, но и не являются открытыми, поэтому это зона — свободное пространство и демократичное, куда может зайти просто пешеход и почувствовать некоторую поддержку и комфорт, это интересно.
Расскажите, пожалуйста, о концепции проекта «Природа вещей. Обновление»
Мы обсуждали с участниками проекта, что это такое будет и что меня интересует. Я была, во-первых, тронута очень большой открытостью к идеям художников, это был абсолютно длительный и свободный процесс обдумывания, что же мне хочется вообще сообщить этому прохожему и о чем поразмышлять с ним. У меня был несколько мыслей: первая — это о том, что в этом мире все взаимосвязано. Как взаимосвязаны вещи, которые могут нам казаться абсолютно незначительными, маленькими или какие-то глобальные изменения и исторические сдвиги. Это не появляется одно из другого, у этого есть причины, следствия, есть какие-то тонкие связи, все мы живём в едином мире. Вторая — мне было очень интересно, что в этом здании есть определённая архитектура, несколько этажей, несколько уровней, несколько пространств, которые преодолевает посетитель, он двигается вверх-вниз, едет по лестнице. Мне хотелось расположить объекты, которые находятся внутри центра с определённой последовательностью, и определить причины, почему они там встречаются, в каких местах, какие именно объекты, то есть это как бы развитие некоторого сюжета.
Ваш проект в том числе о том, что культура и природа одинаково важны для цивилизации. Что это значит в практическом смысле?
Во-первых, я думаю, что жители города зациклены на себе и на своей культуре, на своих музеях и так далее. Человек , который внедрён в систему городской жизни, иногда думает, что от него зависит много чего и все уже определено, понятно, как устроен мир. Но, на самом деле, как только такой человек умудриться куда-нибудь выехать за пределы и окажется в пространстве для него неподготовленным природой, становится очевидно, что значит вообще силы земли и так далее. Мы все тут частицы маленькие, и, как известно, даже бактерии или микробы, которые оказываются внутри наших организмов, тоже могут повлиять на нашу судьбу в принципе и на наше существование или перемещение. Хотелось бы об этом помнить, о том, что не мы тут главные, и иерархии для нас, возможно, не существует, может быть она совершенно иная и как бы все перевёрнуто с ног на голову, и что-то главное может быть то, что мы даже глазом не можем увидеть. Это стоит помнить для успокоения своих амбиций.
Как на ваш взгляд связано современное искусство с историей культуры, мифологией и наукой?
Я полагаю, что как дерево-искусство бесконечно разрастается вширь, и приобретает новые ветви, все тянется в каких неожиданные стороны, но то, что находится в основе, какие-то исторические вещи, это как бы как ствол дерева, который уже практически приобрёл структуру каменную, твёрдую, так и в нас находятся также глубоко знание о том, что земля твёрдая, небо иногда голубое, то есть это такое же знание, как научное: мы знаем, что осенью часто идёт дождь или, что нельзя смотреть в глаза медузе Горгоне. Но, на самом деле, не совсем очевидно, какие из знаний проверенные, достоверные: научные, исторические или культурные —это то, что находится у нас в голове, но на каких-то соседних полках.
В природе все циклично, а что вас мотивирует к обновлению, что побуждает создавать что-то новое?
Мне кажется, что вообще ощущение расцвета или увядания сопровождает нашу жизнь ежегодно. То же самое происходит с зарождающимися проектами, которые сначала тебя манят и ты только догадываешься, что это может быть, потом постепенно развиваются, заканчиваются — все это происходит параллельно. Проектом можно всё: рождение ребёнка, образование семьи, поступление в институты или придумывания театрального спектакля, нового вида одежды и так далее. Все это имеет начало, финал, все это может, при этом, происходить параллельно и быть на разных стадиях. Меня вот это очень всегда как-то поддерживает, что не все одновременно завершается и не всё одновременно начинается, а что у всего есть свои темпы и циклы.
Как с точки зрения художника сочетаются в своей повседневной жизни старые и новые вещи?
Я ощущаю себя настоящим реалистом и полагаю, что вообще все вокруг реалисты в нашей ежедневной жизни как бы в ощущение того, как течёт эта жизнь. То есть мы можем одновременно утром делать себе яичницу, потом обнаружить в новостях серьезные события, потом узнать, что у брата родился ребёнок, после этого поскользнулся и оказаться с забинтованной ногой к вечеру, при этом, например, послушать концерт Баха или что-нибудь ещё. На самом деле все эти явления окружают нас ежесекундно. Явления, я имею в виду, абсолютная разного порядка: от каких-то глупостей и заканчивая великими событиями, которые также вдруг происходят в течение дня. Это моя мечта в своих работах соединить несоединимое. То, что кажется каким-то незначительным или тяжеловесным. Я полагаю, что старые и новые вещи оказываются рядом естественным образом, ты не можешь отделить. Не хотелось бы представлять, что все старики живут в одном домике, все дети в другом домике, взрослые в третьем домике, а также свежекупленные вещи приезжают в какое-то пустое место и никогда больше не увидят какой-нибудь старый буфет или что-то ещё. Мне кажется, что красота в эклектике наследования, сменяемости и в том, что вообще-то вещи могут дополнить друг друга, где в самом старом голландском домике вдруг могут появиться суперсовременные телефоны. Одно не может жить без другого, и у этого всего есть как бы предки, прадедушки, внуки и так далее. Это, когда соединяются разные эпохи, возраст, в этом вся красота конечно.
Какие места, люди, книги, идеи важны для вас?
Например, если представить путешествие, что вы куда-то едете, что есть вещи, которые хотелось бы, чтобы были в моих путешествиях всегда. Вещи разного типа, с одной стороны, безусловно музей или исторические вещи, которые ты обнаруживаешь практически в любом городе или точке, куда ты приезжаешь. Ты, конечно же, знаешь, где он, идёшь туда и чувствуешь себя, как дома, потому что ты либо встречаешь знакомые с детства вещи, либо ты встречаешь современное искусство и думаешь о том, как этот художник сейчас живёт, почему он об этом думает. С другой стороны, это, конечно, природа, то есть любые путешествия. Я думаю, для многих людей это все-таки такое потрясение от природы.
То есть вы представляете жизнь как большое путешествие, в котором мы неизменно возвращаемся в знакомые места, к любимым людям и старым книгам?
Ну, я думаю, что об этом и весь мой проект тоже. То есть как бы короткий ответ: важно всё, это в принципе, то и есть о чем работа. Такая как бы и критичная, по своей сути, потому что, с одной стороны, самое ценное — поддерживать связь со своими старыми знакомыми, не терять эти нити, как бы навещать их и в разных частях мира созваниваться, помнить хотя бы внутренне, что эти люди есть или те люди, которые, например, умерли, ушли, ты не можешь их встретить, но они как бы присутствуют в твоей жизни и не исчезают, но с другой стороны, конечно, и появление каких-то новых пространств, новых знакомых, или каждый раз каких-то новых книг и мыслей, это все как бы наполняет, поэтому я отвечаю, что мне важно в целом, такое вот течение некогда жизни и появление одного, исчезновение чего-то другого, желательно плохого.
Можно сказать, что для вас, как для художника, этот проект - в каком-то смысле способ выйти за рамки художественного мира?
Конечно это проект революционный, он не в музее, не на улице, даже не совсем понятно, он так дерзко выгрыз зоны для диалога, мне кажется, что вообще-то современные жители, мне хочется верить, движутся в сторону свободы, это всё, конечно, большой вопрос, но хотелось бы, чтобы как бы была свобода, в том числе в неком диалоге между разными людьми и людьми, которые могут друг друга где-то встретить и не пройти мимо, а как бы начать какую-то беседу, и, безусловно все произведения искусства — это общение с людьми, общение с теми, с кем мы живём в одно и то же время, поэтому мне кажется, что это такая любопытная площадка и любопытные места, неожиданные. Мне этим очень нравится проект, это сопоставимо с поиском неких пространств в заброшенных зданиях, выставки в лесу, в поликлинике или где-то ещё. В данном случае торговый центр неожиданным образом я хотела бы рассматривать тоже так именно, потому что это не сотрудничество дизайнерское, а это открытый диалог, состоявшийся, который я вижу так же, как экспериментальное расширение социального пространства.