“Техноорганика” – новая персональная выставка медиахудожника Аристарха Чернышева, посвященная размышлениям о синтезе технологических инноваций и природных элементов. Масштабный проект в общественном пространстве задействует фасад здания BoscoVesna, выходящий на Новый Арбат, пространство атриума и несколько зон на этажах торгового центра.

Чернышев известен своими экспериментами с различными технологиями, включая искусственный интеллект, 3D-печать и DIY-электронику. В своих проектах он часто использует методы спекулятивного дизайна и биомимикрии, таким образом высказываясь о будущем и исследуя новую эстетику, которая появляется благодаря новым технологиям и цифровым инструментам.


Проекты, представленные на выставке, объединены несколькими основными темами: это и синтетическая природа нашей реальности, и эксперименты с технологиями, заимствованными у природы, и ироничный комментарий на тему информационного общества – в целом, приглашение зрителя в путешествие по полю вероятностей, начинающееся со слов “а что, если?”.

Директор торгового центра BoscoVesna Игорь Казаков:

«Наша коллаборация с Аристархом Чернышевым «Техноорганика» в рамках нашей долгосрочной инициативы по созданию арт-проектов в сотрудничестве с художниками продолжает исследовать и открывать для посетителей новые оригинальные интерпретации торгового центра, а также его функций и предназначения. Наши выставки доказывают, что современный торговый центр — нечто большее, чем место, предназначенное исключительно для покупок. Мы создаем пространство, где посетитель может не только приобрести новинки от любимых брендов, но и познакомиться с актуальным искусством и современными художниками, вместе с ними открыть новый взгляд на волнующие темы».

В рамках выставки художник впервые представляет надувные скульптуры и лайтбоксы из серии Abstract Engineering (“Абстрактная инженерия”). Так Чернышев описывает разработку дизайна инженерных устройств и конструкций абстрактного назначения, существующих больше в художественной и концептуальной плоскости, чем в функциональной. Художник сочетает индустриальные механизмы с органами человеческого тела, создавая уникальные формы.

Видео и принты в технике лентикулярной печати серии Fluid Transformations (“Подвижные трансформации”), одной из самых известных серий художника, показывают антропоморфные фигуры в движении. Растительные орнаменты и технологические структуры, из которых складываются силуэты, отсылают к таким инноваторам в истории искусства, как живописец эпохи Возрождения Джузеппе Арчимбольдо и пионер медиа-арта Нам Джун Пайк.

Проект “Ген росянки” исследуют возможности использования растительных технологий для решения современных проблем. Объект “Время монстеры”, напоминающий лист тропического дерева, функционирует как часы. Интерактивная инсталляция с дополненной реальностью "Ген росянки" позволяет увидеть носимое устройство в форме растения росянки. Проект предлагает перенестись в возможное будущее, в котором человек использует устройство, приманивающее насекомых и позволяющее легко включать их в свой рацион.

Новая скульптура Чернышева “Информационная сингулярность” создана в традиционной для автора технике, с которой он работает с 2000-х годов. Это техника кастомных LED-табло, образующих замкнутую петлю. Дополняют выставку работы из более ранней серии “МетаПотребитель”. Композиции на принтах и морфология объектов этой серии состоят из элементов пластика, упаковки, одноразовых товаров с полок супермаркетов и других объектов перепотребления.

Художник Аристарх Чернышев:

«Эта серия рассказывает какой мне хотелось бы видеть технологию ближайшего будущего — такой, которая являются максимально близкой к природной технологии. Природная технология является безотходной: в природе все, что появляется и исчезает, вовлекается в новый оборот и цикл жизни. Хотелось бы, чтобы человеческие технологии были именно такими — без гор мусора и огромных полигонов с отходами, а самовоспроизводящимися, когда все от нее являются естественными и употребляются в природе во вторичный цикл. Идея коллаборации и сформировала такое название — «Техноорганика». Под «техникой» мы обычно подразумеваем какие-то жесткие конструкции, элементы, которые со временем нужно как-то утилизировать или перерабатывать, а «органика» говорит нам о тех вещах и явлениях, которые утилизировать не нужно, потому что все возвращается туда, откуда пришло».

На выставке Аристарха Чернышева в BoscoVesna можно будет увидеть, как цифровое искусство меняет городскую среду, и задуматься о том, что будущее может быть не только высокотехнологичным, но и гармоничным с природой.

Над проектом работали:
Художник: Аристарх Чернышев
Куратор проекта: Ольга Вад
Директор BoscoVesna: Игорь Казаков
Исполнительный директор: Екатерина Дроздова
Оформители: Екатерина Зажицкая, Ирина Рейх
Менеджеры проекта: Кирилл Андронов, Анна Волкова, Алина Хангареева
3D моделирование: Виола Астафьева
Аудиальная составляющая инсталляций: Полина Лимье